Суперреализм мира «Калибра»: все шелестит, блестит и истощает ресурсы

«Пощупали» шутер в закрытом бета-тесте. Рассказываем, что такое «Калибр», насколько он похож на конкурентов и какой оперативник круче всего ломает лица вместе с игровым балансом.

Сессионные шутеры с быстрым темпом — тренд последних лет: Rainbow Six Siege, выход новой Call of Duty: Modern Warfare 4 с режимом 2?2, даже соревновательный режим в «старушке» CS: GO с легкостью можно отнести к этому поджанру. Wargaming и 1?°C Game Studios тоже вышли на поле конкурентного боя со своим шутером «Калибр».

Судя по описаниям на сайте и другим открытым источникам, кажется, что «Калибр» — это либо «танки про спецназ» либо «наш ответ Rainbow Six, но про армию». Но спустя 25 часов игры описание «Калибра» убежало от этих штампов и превратилось в «Division про ресурсы». Но обо всем по порядку.

Закрытый бета-тест и ранний доступ

Альфа-тестирование «Калибра» началось в конце 2017 года, а теперь во всю идет закрытый бета-тест. Стать тестером удалось далеко не всем —  доступ к игре получили только те, кто отправил заявку и кому в ответ прислали приглашению. Сейчас все стало значительно проще — «Калибр» фактически вышел в ранний доступ,  ключ к нему продается. Сам по себе ключ сравнительно дешевый — стоит всего 500 рублей. Кроме него, игрок получает уникальную эмблему, 3 пачки расходных материалов по 10 штук и премиум-аккаунт на 10 дней.

Куда интереснее второй набор — «Отряд в сборе».

В него входят: 4 ключа, уникальные летний камуфляж «Калибр» и эмблема «Первопроходец», 4 временно эксклюзивных оперативника (минимум полгода они будут не доступны для других), 40 дней премиум-аккаунта и по 60 единиц каждого расходника. Стоит это все на уровне полноценной ААА-игры. Учитывая, что покупая такой набор можно затащить еще троих друзей в игру и получить полную команду — интересное предложение. Дополнительный бонус: все, что было потрачено во время ЗБТ будет возвращено на учетную запись с началом открытого тестирования.

Бойцы отряда

«Калибр» — командный шутер от третьего лица. Игрокам доступны на выбор десятки оперативников из спец-подразделений разных армий. Все поделены на четыре класса: штурмовик, снайпер, медик и поддержка. В бой обязательно должна выходить команда укомплектованная одним представителем каждого класса. Сами бои пока что проходят по трем сценариям: против игроков, против ботов и «Спецоперации». Последнее — хардкорная разновидность матча против ботов.

Каждый из классов заметно отличается от других. У поддержки самые крупные стволы и толстая броня. Оперативники этого класса вооружены пулеметами, обладают значительным запасом здоровья, а среди их экипировки часто встречаются гранаты и даже многозарядные гранатометы. В противовес этому у медиков можно найти ПП и дробовики, а вместо осколочных гранат в карманах полевого доктора всегда есть парочка «флешек», способных оглушить на несколько секунд противника.

Даже в рамках одного класса оперативники заметно отличаются. У них разная экипировка. В игре есть десятки видов вооружения и спецсредств. Среди штурмовиков — обладатели обычных осколочных гранат, владельцы противопехотных мин и два крепких парня с подствольными гранатометами. При этом один стреляет осколочными боеприпасами, а второй — газовыми.

У каждого оперативника — своя способность. Кто-то умеет уменьшать отдачу, другой увеличивает урон от хедшотов, а один продвинутый «техновоин» вообще выпускает разведовательного дрона, докладывающего о позиции противника. Все способности активные, имеют время перезарядки и тратят выносливость, так что их использование — важное решение.

Помимо игровых механик, оперативники отличаются и внешним видом. Это одна из сильнейших сторон игры, которая явно была сформирована под влиянием World of Tanks.

Каждый боец заботливо обвешан подсумками, рюкзаками, шлемами, разгрузкой и другими деталями. Пока что вся косметика в игре выполнена в исключительно серьезном ключе — натянуть на любимого снайпера розовый шлем с рогом на лбу не получится. Это усиливает погружение.

Суперреализм мира «Калибра»: все шелестит, блестит и истощает ресурсы

Набор «Отряд в сборе» дает доступ к оперативнику каждого класса. У штурмовика, позывной «Ворон», есть АК-105 булппап, мина и спецспособность, которая «съедает» выносливость противника при попадании. Поддержка в лице пулеметчика «морских котиков» (Бурбон) имеет доступ к пулемету, гранатомету и способности, которая позволяет оглушать противника при точной стрельбе. Это, наверное, одна из самых сильных способностей в игре, которая дает заметное преимущество в дуэлях.

Кроме этой пары, есть еще снайпер «Сокол» и медик «Шатц». Они куда ближе к своим коллегам по классу. Медик умеет бросать аптечки на манер Battlefield, их подобрать могут и союзники, и сам оперативник. Снайпер и вовсе просто начинает быстрее стрелять и не получает штраф к урону на дистанции. При этом никто из четверки не метит в категорию pay2win, оперативники сильны, но вписываются в баланс игры и требуют «прямых рук».

Исчерпаемые ресурсы

Кстати о выносливости. «Калибр» не просто так кажется «Division про ресурсы». В каждом бою персонажи обладают ограниченным количеством ресурсов. Боеприпасы, выносливость, аптечки и наборы реанимации быстро улетучиваются при активной игре. Их распределение — головная боль для всех игроков. Можно пробежать на пять секунд дольше, но остаться без энергии на использование навыка, или разбить преграду гранатой и расстаться с ней до конца боя. При этом восполняются только боеприпасы и выносливость. Первые можно взять в специальных ящиках, разбросанных по карте, а вторая восполняется со временем, но очень медленно.

Такой подход делает игру намного глубже. Местная система боеприпасов сильно напоминает SWAT 4. В запасе у бойца не условные «30 в магазине, 150 в запасе», а несколько магазинов. Никакой магии, перебрасывающей пули из одного магазина в другой нет. Поэтому привычка перезаряжаться после парочки очередей оставит игрока с тремя неполными магазинами, а не двумя полными.

«Калибр» — это медленная и в меру неповоротливая игра.

Геймплей

Вместо летальности хедшотов из Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege — общая полоска здоровья и ТТК нескромного размера. Вместо быстрых перебежек из Call of Duty — запасливый расход выносливости, чтобы не остаться без навыка в нужный момент. Разрушениям из Battlefield тоже места нет, разнести в пыль можно лишь несколько баррикад и укрытий. Вот эта вся груда игровых механик, ограничений и даже мелочи вроде перезарядки, формируют особенности игрового процесса.

Используя такие инструменты, команда разработки заставляет игроков держаться вместе. И это почти работает. Почти, потому что медики самый полезный, но скучный класс. На и без того небольших картах их оружие, ПП и дробовики, едва ли работают уже на средних дистанциях. В то же время, оперативники поддержки, обвешанные пулеметами и гранатами, устраивают локальный апокалипсис и буквально в одиночку могут задушить половину, а то и всю команду противника. Закономерный итог — либо все лезут в драку и забывают о собственных ролях, либо идет игра по тактике и в команде, но часть игроков вынужденно играет пасивнее других.

Суперреализм мира «Калибра»: все шелестит, блестит и истощает ресурсы

А вот что работает отлично, так это PvE режим. Группа игроков выполняет ряд простеньких задач на картах из сетевого режима. В процессе им приходится отбиваться от толпы ботов, которые прут буквально из всех щелей. Сами боты туповаты, местами очень сильно, но берут числом и разнообразием. Особенно неприятны штурмовики с дробовиками. Один заряд картечи в грудь снимает треть здоровья, а то и больше. Закидывание ботами — прием простоватый, но из-за количества и агрессивности противников работает на ура. К тому же постоянная попытка сократить дистанцию делают игру активной для всех.

Все становится еще лучше в «Спецоперациях». Там и задачи посложнее, и боты круче. По ощущениям, сейчас это лучшая часть игры, в которой шероховатости и недостатки смазываются на фоне запредельной концентрации перестрелок и общей сложности.

Суперреализм мира «Калибра»: все шелестит, блестит и истощает ресурсы

Последнее по счету, но не по важности — монетизация. Тут все просто, ведь большая часть механик перекочевала напрямую из «танков». Есть и местные аналоги серебра-золота, и расходники, которые нужно покупать перед выходом в бой, и даже прогрессия идет через набор опыта и разблокирование улучшений при помощи внутриигровой валюты. Премиум-аккаунт тоже на месте.

Уровень «донато-необходимости» минимальный.

Фармить игровую валюту можно за счет ежедневных и составных заданий. За две недели можно без особых проблем зарабатывать на нового оперативника и улучшения для него, что примерно соответствует скорости заработка в Rainbow Six Siege. Некоторые оперативники приобретаются только за местный аналог «золота». В переводе на реальные деньги получается около 1,5 доллара за бойца.

Сейчас попасть в игру проще всего через покупку набора раннего доступа. Кроме стандартного пака с ключом и укомплектованного набора «Отряд в сборе» можно отдельно выбрать одного из четырех бойцов c уникальным камуфляжем и эмблемой «Первопроходец», премиум-аккаунтом и резервами. Отличный вариант, чтобы срезать стартовое «желе» прокачки и сразу выйти на серьезную игру с интересными оперативниками.

Стоит ли оно того? Скорее да, чем нет. Прогресс в работе над игрой хорошо виден и войти в нее на состоянии закрытого бета теста можно. Костяк игрового процесса уже сформирован и его осталось только отшлифовать. К тому же в компании явно играть веселее, а бонусы в виде эксклюзивных оперативников и восполнения затраченных ресурсов — лишний стимул дать игре шанс показать себя.

«Калибр» особенно хорошо подойдет для миграции из World of Tanks и других «миров», поскольку сохранил много узнаваемых черт. При этом не стоит считать его «рескином танков». Команда разработки хоть и вдохновлялась отдельными чертами этой игры, но не скатилась к простому копированию, а проложила для «Калибра» свой путь.

Источник