Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Игромании исполняется 22 года — почти четверть века! Немногие сайты могут похвастаться таким долголетием, но, к счастью, мы сумели пережить всё на свете — и надеемся протянуть ещё минимум столько же. Но не будем загадывать наперёд.

Лучше скажите вот что: где ещё вы читали об играх, когда Игромания только появилась? Какими были самые популярные игровые ресурсы в 1997 году? У кого-то наверняка уже поблёкла память, а многие попросту не застали те времена. Как раз по такому случаю мы и приготовили эту подборку: пора полюбоваться шедеврами доисторического веб-дизайна и посмотреть, чем завлекали читателя игровые СМИ два десятка лет назад…

Computer Gaming World

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

По эргономике дизайна CGW был, пожалуй, ближе всех к современным представлениям о том, как должны выглядеть сайты. Никаких вычурных картинок или слишком пустых «окон» — только информация

Этот журнал, основанный в 1981 году, претендует на звание одного из древнейших изданий о видеоиграх. Будучи горячим поклонником игр, создатель CGW Рассел Сайп захотел создать о них своё СМИ — тем более что тогда в США просто не было изданий, которые рассказывали бы о современных геймерских продуктах.

Несмотря на полное отсутствие опыта в сфере медиа, он подошёл к делу на удивление профессионально: нарочито чопорное название Computer Gaming World должно было привлечь внимание издателей и разработчиков. Сайп надеялся создать не просто журнальчик, но отраслевое издание. И у него даже получилось! CGW считался одним из лучших профильных журналов по видеоиграм вплоть до 2006 года, когда он благополучно умер — и возродился в виде Games for Windows: The Official Magazine (тот, впрочем, прожил в печатном виде всего два года).

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Их подход к рецензиям тоже слегка отличался от подхода конкурентов. Помимо привычных плюсов и минусов, в секции Appeal они отдельно отмечали, в чём соль игры и кому она может понравиться. Но, при всей взвешенности текстов, были и курьёзы: есть байка, что в 1988 году журналистка CGW якобы так раскритиковала Might and Magic II: Gates to Another World, что обозлённые разработчики назвали её псевдонимом (Scorpia) одного из монстров в продолжении…

Game Zero Magazine

На поиск точной информации об этом журнале можно потратить недели и всё равно ничего толком не найти, но чисто технически Game Zero Magazine — одно из первых видеоигровых изданий, перебравшихся в интернет. В бумажном варианте оно появилось в 1992 году в качестве небольшого фанзина, выпускавшегося на территории американского штата Огайо, а (якобы) уже в 1994-м открыло сайт, где перепечатывало публикации из журнала.

Очевидно, контент создавался любителями и для любителей — иначе члены редколлегии не брали бы столь звучные псевдонимы, как «R.I.P.», «Ferrari Man» или, например, «????». Зато тексты были живыми, а неприкрытые «фанзинские» корни GZM позволяли авторам общаться с аудиторией без всяких препон. Сайт прожил всего два года, но оставил после себя целый архив материалов, а ухаживать за ним прекратили только в 2008-м. Неплохо для фанатского начинания.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Добро пожаловать на главную страницу Game Zero Magazine. Она была такой с самого начала — можете проверить через Wayback Machine. Ну… наверное, не худший выбор маскота?

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Неясно, с чем это связано, но рецензии GZM на консольные и компьютерные игры кардинально отличались по строению. Мнение о консольных проектах высказывали сразу несколько авторов (каждый в своём стиле и порой очень развёрнуто), а о компьютерных — лишь один, и тексты были куда менее информативными. Даже системы оценки игр различались. Может, не у всех был доступ к мощному игровому ПК?

Gamespot

Наконец-то: сайт, сделанный людьми, которые прекрасно понимали, что делают! Gamespot был создан выходцами из китайской организации International Data Group и много раз переходил из рук в руки, прежде чем обосноваться в крупном американском медиахолдинге CBS Interactive.

И вот даже хотелось бы рассказать про Gamespot что-то мемное и примечательное, но на самом деле смеяться тут не над чем — это просто один из первых образцов качественной видеоигровой прессы. В конце концов, без высоких стандартов качества и самоотдачи коллектива сайт вряд ли дожил бы до сегодняшнего дня. А он не просто дожил — он вырос в крупнейший ресурс о видеоиграх в интернете.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Просто взгляните — самый первый вариант главной страницы сайта. Был ли он таким всегда, или просто современный браузер не в состоянии его нормально отобразить — хороший вопрос

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

А далее дизайн стал уже получше. Минимум клипарта, максимум информации

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Авторы Gamespot очень тщательно категоризировали информацию об играх, чтобы облегчить навигацию читателей по сайту. Их критерии оценки тоже радуют: они специально отмечали, насколько игра взбесила рецензента (reviewer’s tilt) и как быстро можно освоиться с механиками (learning curve). А иногда они и вовсе приводили мнение рецензента рядом с мнением кого-нибудь из читателей

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Плашка с технической информацией и доступностью тех или иных ресурсов для игры — чтоб читатель находил всё необходимое в одном месте. А вы как думали? Найти патч или фикс для какого-нибудь назойливого бага тогда было той ещё задачей!

Famitsu

Ну и куда же без Famitsu — это старейший в мире журнал о видеоиграх, до сих пор пользующийся большой популярностью на своей родине, в Японии. Он появился в качестве приложения к журналу ASCII, предназначенному для взрослых, «серьёзных», пользователей ПК. колонка Famicom Tsushin, рассказывающая об играх для одноимённой системы, получала положительные отзывы аудитории. Поэтому издатель решил превратить её в отдельное издание — уже строго игровое.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Копия главной страницы Famitsu от 2000 года (более ранние найти, увы, не удалось). Дизайн на удивление чистый. Подозрительно чистый…

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

…а, ну да. Кликаешь на первый же материал — и всё, приехали

Gamasutra

Gamasutra — первый образец узкопрофильного издания внутри и без того узкопрофильной видеоигровой ниши. Сайт был создан в 1997 году в качестве онлайнового компаньона для печатного журнала Game Developer, а тот, как понятно из названия, предназначался сугубо для разработчиков. Анализы механик, технических решений, дискуссии о процессе создания игр, регулярные разборы полётов — всё, что нужно профессионалу индустрии.

Gamasutra в основном служил зеркалом издания-родителя, публикуя тексты из журнала, но и без уникальных фишек не обошлось: ещё до начала нулевых здесь можно было поискать вакансии в игровой индустрии — ну, или перспективных сотрудников, если вы наниматель. Поэтому, когда Game Developer прекратил существование, портал Gamasutra остался цел и невредим — этот ресурс и по сей день кладезь знаний для всех, кто интересуется разработкой.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Главная страница сайта, как диктовала мода, была стилизована — но оформление почему-то даже сейчас не режет глаз

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Мастер-класс по алгоритмам передвижения юнитов в RTS от разработчика Age of Empires? Такое и сейчас не везде можно найти — не то что в конце девяностых

IGN

IGN запустился в 1996 году под названием Imagine Games Network и был не просто СМИ, а сетью тематических сайтов, посвящённых разным платформам. N64, первая Playstation, Sega Saturn, ПК — в общём, всё самое горячее и востребованное. Но спустя два года руководство сети всё-таки объединило площадки под брендом IGN. тогда же появился и сам сайт, который, по сути, стал порталом-агрегатором: с него можно было перейти на подраздел интересующей вас платформы или просто тусить на главной, читая обо всём на свете.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Главная IGN образца 1999-го. Хороший брендинг: и узнаётся, и не мешает навигации

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Забавный факт: разбавляя тексты рецензий иллюстрациями, авторы сайта были одними из немногих журналистов, кто вдобавок активно использовал подписи к картинкам. Причём как юморные, так и информационные

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Объёмный словарь самых важных имён в индустрии — на редкость удобное решение. Заглянул в текст, а там неизвестная компания? Вот тебе пояснение — и с сайта никуда не надо уходить

Game Informer

Издание, входящее в десятку самых популярных в США (то есть вообще в стране, а не только в развлекательном сегменте), начало жизнь в 1991 году как дочерний журнал ритейлера видеоигр FuncoLand и, прямо скажем, звёзд с неба не хватало. Но, когда в 2000 году его перекупила корпорация GameStop, из очередной копеечной брошюрки Game Informer превратился в настоящего монстра — спасибо рекламе в розничных магазинах сети GameStop. Онлайновая версия запустилась ещё до смены владельцев, в 1996-м, а три года спустя FuncoLand даже наняла нескольких редакторов для поддержки сайта. Ну а сейчас… Сложно не быть важным игроком на рынке, когда у тебя есть поддержка большого бизнеса и прямой выход на всех крупных издателей.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Уф… Хорошо, что нынешний логотип Game Informer выглядит как-то спокойнее. А вот в 1997-м это была прямо какая-то кислота, даже если сделать скидку на беспощадный веб-дизайн девяностых

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Так как до «переезда» в GameStop онлайновая версия журнала была лишь придатком печатной, на сайте выкладывались вот такие сводки: что в каком номере обозревали, какие оценки ставили. Шикарное решение для удобства пользователей

«Страна игр»

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Подождите-ка… ДОКА? TIME PARADOX

Об истории создания «Страны Игр» можно снять фильм — ну, или, как минимум, короткометражный байопик. Будущий создатель журнала, Дмитрий Агарунов, в 1992 году начал продавать в Москве обычные детские игрушки, но уже через пару лет перепрофилировал свою точку в магазин видеоигр, увидев большой потенциал в новых технологиях.

К 1995-му предприятие разрослось до небольшой сети, но предприниматель столкнулся с проблемой: игры плохо покупали, потому что о них просто мало кто знал. С этим нужно было что-то делать — и вот в феврале 1996-го вышел первый номер «Страны игр». Пробный тираж в пять тысяч экземпляров разошёлся за несколько недель. Ну а дальше, как говорится, понеслось: в 1998-м сеть магазинов по продаже видеоигр превратилась в издательство, а к середине нулевых ИД Gameland стал одним из крупнейших медиахолдингов в России, открыв, среди прочего, журналы «Хакер», «Хулиган» и Total Football.

Но двадцать два года назад, в 1997-м, издание всё ещё было по факту корпоративным органом одноимённой сети видеоигровых магазинов. А потому и контент был соответствующий — сугубо прикладной. Рецензии рассказывали, какие игры уже стоит искать на полках, а превью — какие можно будет найти попозже.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Сейчас без слёз на главную страницу, конечно, не взглянешь, но пояснения в скобках напротив рубрик почему-то безумно радуют простотой и человечностью. С читателем на «ты», без дыма и зеркал

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Смейтесь над дизайном сколько угодно, но словарик терминов — необычайно полезная в то время вещь. Она, например, помогала аудитории говорить на языке «шарящих» продавцов Gameland, чтобы люди не чувствовали себя совсем уж неотёсанными дикарями. В конце концов, знание — сила. Особенно когда это знание помогает купить хорошую игру

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Редакция даже оформляла выложенные на сайте рецензии в стиле игр, о которых те написаны! Получалось с переменным успехом, но намерение хорошее: подача — это важно. Даже если об неё можно сломать глаза

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Советы по прохождению Duke Nukem 3D — они такие. Слишком запутанные и чересчур подробные одновременно. Узнаёте уровни?

Игромания

И наконец, мы. А что мы? Про нас вы и так всё знаете! Как и у многих СМИ, о которых говорилось выше, у Игромании на заре её существования были совсем другие цели. В нашем случае всё началось со сборников советов по прохождению самых разных игр. Сейчас, наверное, смешно даже думать о таком, но в середине девяностых у геймеров почти не было толковых и подробных источников информации. Да, у продавца всегда можно спросить, что лучше купить, — а если застрянешь где-нибудь? Возвращаться в тот же магазин и просить помочь? Вот именно — для того и требовались книги.

К 1997 году они расходились хорошо — слишком хорошо, чтобы останавливаться на достигнутом. Поэтому издатели решили, что формат ежемесячного журнала будет куда удобнее. С каждым годом выходило всё больше игр, для них нужно было больше советов и хитростей — тут уж грех не печататься чаще! В сентябре 1997-го вышел первый номер, а уже летом 1998-го запустился сайт. Изначально он, как обычно делали, был просто «зеркалом» печатного издания, но позднее Igromania.ru получила прикладную цель: общаться с аудиторией. То есть с вами. Общаться, узнавать, спрашивать, как сделать журнал лучше. А заодно делиться свежими патчами, демками, кодами и прочими полезными вещами.

Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании

Самый ранний из сохранившихся в редакции скриншотов сайта — 2001 год. Ещё и The Dark Project на главной… Пойти переустановить, что ли

А каким было ваше первое игровое СМИ? В какой момент начали читать Игроманию? И чего сайту, по-вашему, не хватает сегодня? Делитесь ностальгией и мнениями в комментариях — и играйте только в лучшее!

Источник